собор в вене

Собор Святого Стефана является главным храмом австрийской столицы. Его изображения стали появляться на картинах с видами Вены еще в Средние века. Эта историческая достопримечательность Австрии была заложена епископом Пассау в начале XII века и освящена в 1147 году. Но еще долгие десятилетия спустя собор достраивался, перестраивался и подновлялся.

 

Собор Святого Стефана в Вене, история возведения

Первоначально храм представлял собой трехнефную базилику с сильно выступавшим трансептом, отделявшим от основной части здания узкую алтарную часть. После сильного пожара 1258 года собор фактически пришлось строить заново. От первоначальной постройки уцелел только западный фасад здания с монументальным порталом, носящим название «Исполинские врата». Два других портала, сооруженные позднее, также имеют свои названия: южный — «Певческие врата», северный — «Епископские врата».

В 1304—1340 годах была заново возведена алтарная часть собора и расширена основная часть здания. В 1359 году мастерами Микаэлем Кнабом, отцом и сыном Петером и Гансом фон Прахатицами была сооружена главная вертикаль собора — Южная башня высотой 137 м, на вершину которой ведет лестница в 312 ступеней. Жители Вены называют башню «Старый Стефан». Это одно из лучших произведений австрийской готики.

В середине XV века мастер Ганс Пукспаум, назначенный в 1440 году главным строителем собора, начал возводить Северную башню. Достраивали ее уже после его смерти, и она так и осталась незавершенной. Предание рассказывает, что для того чтобы быстрее закончить постройку башни, мастер Пукспаум заключил союз с дьяволом, но не сумел выполнить поставленное сатаной условие, и в результате башня обрушилась. В 1850-е годы башню собирались достроить, но жители Вены к тому времени уже настолько привыкли к однобашенному собору, что решительно запротестовали против вмешательства в его сложившийся облик.

Также интересно:  Звартноц, "Храм бдящих ангелов"

Окончательно строительство собора завершил знаменитый архитектор и скульптор Антон Пильграм, и произошло это только в начале XVI столетия. С XII века собор Святого Стефана является главным храмом Вены, а с 1469 года — епископской кафедрой (с 1723-го — архиепископской).

Венский собор Святого Стефана, архитектура и интерьер

Несмотря на затянувшееся на несколько веков строительство, собор Святого Стефана сохранил архитектурную целостность, и его облик в основном выдержан в готическом духе. Окруженный со всех сторон городской застройкой собор почти невозможно охватить взглядом в полной мере, а с близкого расстояния можно увидеть только его уходящую в небо громаду.

Стены собора подпирают мощные контрфорсы. Многочисленные готические детали подчеркивают устремленность ввысь тяжелого монументального здания. Крыша собора покрыта многоцветной черепицей, которой выложены, в частности, гербы Австрийской республики. Гладкие стены фасада выложены из крупных блоков тесаного камня и довольно скупо украшены резными масками и скульптурами.

Среди них выделяется скульптура Самсона, раздирающего пасть льву. Но если стены собора выглядят почти гладкими, то порталы покрыты настоящим резным каменным ковром, погружающим зрителя в мир средневековых легенд и религиозной символики. Здесь можно видеть растительный орнамент, людей, птиц, фантастических животных, гномов, сказочных чудовищ.

 

«Исполинские врата», главный вход в собор, в прежние времена открывались только во время торжественных церемоний, например когда собор посещали короли и императоры. В обычное время прихожане входили в собор через боковые входы — северные «Епископские врата», украшенные порталом XIV века, или через южный вход, называемый «Певческие врата». Певческие врата украшают каменные фигуры герцога Рудольфа IV и его супруги Катарины. Их окружают оруженосцы. В руках герцог держит модель собора Святого Стефана.

Также интересно:  Гоа, португальская жемчужина Индии

Интерьер храма украшают многочисленные скульптуры и алтари. Но, несмотря на это, внутреннее пространство собора не загромождено и выглядит просторным. Его длина составляет 108 м, ширина — 35 м, а высота — 28 м. Пять пар мощных столбов поддерживают теряющиеся в высоте своды главного нефа. Свет попадает из высоко расположенных боковых окон, и в пасмурный день в соборе царит полумрак.

До наших дней чудом сохранились цветные средневековые витражи на окнах храма. Алтарь собора — так называемый Винер-Нейштадтский алтарь — относится к XV веку и является одним из самых значительных памятников подобного рода в Европе. Его украшают раскрашенные деревянные рельефы и богатый готический орнамент, а наружные створки покрыты средневековой живописью. Резной высокий алтарь выполнен мастером Якобом Поком.

 

В интерьере собора находится немало образцов скульптуры XIV—XV веков. Среди них выделяется статуя Мадонны, относящаяся к первой четверти XIV века. Другую большую статую Мадонны, изваянную в 1320—1330-х годах (ее причисляют к лучшим образцам немецкой пластики), можно видеть около епископской кафедры.

Сама кафедра, выдающийся памятник средневекового искусства, изготовлена мастером Антоном Пильграмом около 1515 года. Помимо буйной готической резьбы ее украшают четыре потрясающие по реализму и мастерству исполнения фигуры Отцов Церкви, высеченные из камня. Пильграм является и автором подножия органа. Здесь, среди причудливой каменной резьбы, можно видеть автопортрет самого скульптора. Второй его автопортрет находится в нижней части епископской кафедры.